Душевноздоровые посиделки

Меню сайта
Категории каталога
НОВЕЛЛЫ из цикла "Изменить?.." [6]
Заметки на полях [17]
Творчество моих друзей [16]
Главная » Статьи » ВДОХНОВЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ЖИЗНЬ » Заметки на полях

Кто не хочет работать, тот всю жизнь учится?.. Анна Островская
«Кто не хочет работать,
тот всю жизнь учится»
(папа моей приятельницы)

 

Недавно мы с несколькими друзьями устроили виртуальные посиделки в Контакте. Друзья - все мои ровесники: 30-35 лет. Все достаточно неплохо устроены в жизни, у всех семьи, дети, любимая работа и интересные хобби. В общем, обычные, нормальные среднестатистические россияне активного возраста. Обычные, но с одной оговоркой - у всех нас по нескольку дипломов о высшем образовании, и в основном они красные. Эта маленькая деталь, когда-то нас объединившая, вносит интересные и порой очень забавные штрихи в нашу жизнь.

 

Например, устраиваясь на работу, я часто слышу комментарии по поводу своего резюме: мол, не указывайте слишком много вузов, а то впечатление портится. Папа одной из моих сокурсниц и вовсе заклеймил идею дополнительного высшего образования меткой фразой: «Кто не хочет работать, тот всё время учится». Мама одной из моих подруг (у которой есть и три диплома, и маленький сын) стыдится того, что дочка «тратит время впустую на три вуза, вместо того, чтобы ещё детей нарожать». Казалось бы, что плохого в том, что люди хотят учиться и учатся? Учатся с интересом, на собственные заработанные деньги, в свободное от работы время. Почему это вызывает столько негативных оценок?

 

Конечно, бывают и другие ситуации. Бывает, что перечень дипломов вызывает удивление, восхищение. Опять же, почему? Каждый может получить то образование, которое человеку интересно в данный период жизни. Что удивительного в этом? Чем тут восхищаться? У кого-то в жизни было несколько браков, кто-то часто менял работу, кто-то объехал множество стран, а у кого-то несколько дипломов. Какой смысл оценивать эти факты в категориях «нормально-ненормально», «правильно-неправильно», «восхитительно-ужасно»? Просто люди разные.

 

Мне попадались статьи о том, что люди, получающие несколько образований, компульсивны, их тяга к учебе ненормальна, и таким образом они компенсируют недостаток чего-то другого в жизни. Заполняют своё время учебой, чтобы не думать о своих проблемах, например. Что ж, может быть отчасти это и так. Но это не исключает и иных причин, не носящих негативного окраса и при этом, возможно, гораздо более важных.

 

В последнее время людей, получающих дополнительное высшее образование, и не одно, становится всё больше. Почему? Тому множество причин, кроме упомянутой уже компульсивности.

 

Во-первых, после распада СССР и ряда кризисов в стране многие люди потеряли работу. Многих предприятий не стало, по другим прошла волна сокращений. Многие специальности стали менее востребованы, и люди вынуждены были искать новые пути заработка. Для кого-то получение дополнительного образования стало путевкой в новую жизнь.

 

Во-вторых, появляются новые интересные рабочие места, которых ещё лет 15-20 назад не было, и для которых требуется соответствующее образование и опыт. Активно развивается бизнес в России, он требует другого уровня подготовки, отличного от того, который могла дать старая система образования. Стремительно развивается всё, что так или иначе связано с компьютерами. Возрос интерес к психологии и психотерапии. Это те специальности, обучение которым стало иметь смысл и материальный стимул именно в последние годы.

 

В-третьих, раньше многие мужчины выбирали вуз не из интереса, а по признаку наличия военной кафедры. Вуз нужен был ещё и как средство не попасть в армию. Поэтому, получив первый диплом и звание лейтенанта, они идут учиться дальше - уже по той специальности, которая им по душе.

 

В-четвертых, многие люди получают второе образование в дополнение к первому. Например, после открытия Института Психоанализа многие психологи пришли туда учиться, чтобы повысить свою квалификацию, освоить более глубоко психоанализ, что было раньше невозможно при стандартной схеме обучения психологии.

 

Многие люди идут снова учиться в вузы в 40-50 лет. Когда дети выросли, когда прежняя жизнь вошла в рутинную фазу и захотелось перемен. Когда есть уже возможность и желание пожить для себя, поучиться тому, что просто интересно. Учеба в таких случаях помогает справиться с экзистенциальным кризисом середины жизни. В этом возрасте многие люди сталкиваются с изменами, убегают от прошлой жизни, из семьи, рушат то, что складывалось годами. Заводят романы, вступают в новые браки. А у других тяга к переменам проявляется иначе - в желании снова сесть за парту и получить еще один диплом. Почему бы и нет?

 

Кого-то к получению новой профессии толкают форс-мажорные перемены в жизни, непредвиденные обстоятельства. Никто не застрахован от случайностей. Скрипач может потерять руку в аварии, у вэб-дизайнера может безнадежно испортиться зрение, спортсмен может получить тяжелую травму, а певец - потерять голос. Всякое бывает. Хорошо, когда люди не ломаются в подобных обстоятельствах, а поворачивают свою жизнь в другую сторону и достигают новых успехов на другом поприще, на новой работе.

 

Причин, по которым люди получают второе (3-е и т.д.) образование можно приводить много, у каждого они свои. Здорово, когда все полученные знания находят применение, складываются в общую картину. И в конечном итоге помогают найти ту работу, о которой человек мечтал, и прийти к тому образу жизни, который всегда был наиболее желанен и удобен.

 

На своем примере и на примере друзей с похожими историями, касающимися образования, я пришла к выводу, что логика и четкость жизненного пути, стремления к цели может быть не вполне очевидна сразу, а понятна уже постфактум - когда цель достигнута. Например, учась в 10-11 классе школы, я очень хотела поступить на психфак университета, но в последний момент передумала и пошла учиться на факультет информатики в Техноложку. Сделав круг длиной в 15 лет, я вернулась в порогу Института Психоанализа и всё-таки решила получить специальность психолога-консультанта, как и планировала давным давно. Но 15 лет, прожитые между этими двумя важными точками, были полны других интересных событий. Благодаря факультету информатики Техноложки и компьютерной школе МАОВ я имею возможность создавать сайты, оформлять обложки для своих и чужих книг, легко осваиваю любую компьютерную программу. Много лет я работала на любимой работе и получала хорошую зарплату, будучи вэб-дизайнером, вэб-программистом. В Техноложке я познакомилась с будущим мужем, прожила несколько лет в счастливом браке и родила чудесную дочку. И уже учась в Институте Психоанализа, я обратила внимание на то, как стройно сложились в единое целое все мои дипломы, все мытарства и неудачи, все победы и успехи. Как пригодилась мне и химико-биологическая специализированная школа, где было по нескольку часов анатомии и генетики в неделю. И занятия в школе «Интеллект» при Большом Университете, где целый год я изучала психологию при психфаке и биологию при биофаке. И Техноложка с её знаменитым системным подходом, который мне пригождается в жизни на каждом шагу. И факультет информатики и год обучения в МАОВ - с несколькими языками программирования, с переводом с одного языка на другой, с моделированием и с объектно-ориентированной логикой, которые так часто оказываются применимы, как ни странно, и к психике человека. И экономический институт, в котором я оказалась можно сказать случайно, сыграл в моей жизни тоже важную роль. Работая экономистом, я получала такую зарплату, которая позволила мне не только объездить пол Европы, но и обеспечивать себе и ребенку вполне достойную жизнь. А теперь вот, сделав круг, я вернулась к психологии. Но можно ли сказать, что круг был лишним? Для меня он лишним не был, и каждый шаг был по-своему важен для формирования общей картины. Каждый шаг формировал моё мировоззрение, учил меня многому. Каждый шаг приближал меня к тому, что я есть сейчас. И таких важных и интересных шагов впереди еще, надеюсь, много.

 

Мои друг, отучившись в институте с военной кафедрой, после его окончания также закончил сначала дизайнерские курсы, потом получил высшее образование по информатике, а сейчас учится рисованию, берет частные уроки живописи и собирается поступать в Мухинское училище. Всё это необходимо ему, чтобы быть хорошим вэб-дизайнером и создавать красивые сайты. Можно ли сказать, что он учится потому, что не хочет работать или потому, что компульсивен? По-моему, он просто любит свою работу и относится к ней с душой. Хочет делать ее максимально хорошо. Хочет получать от нее максимум удовольствия и максимум денег. И если для этого нужно еще подучиться, то почему бы и нет?

 

Другой мой друг, отслужив в десанте, кем только не поработав в родном селе, пошел учиться на психологический факультет университета. А уже будучи психологом со стажем и со сложившейся клиентурой, закончил по программе второго высшего образования Институт Психоанализа. Являясь кандидатом психологических наук, написав несколько книг и несколько сотен статей, он продолжает участвовать в обучающих школах и семинарах. Потому что он компульсивен или потому, что ему больше нечем заняться? Или может быть, он старается заполнить свое время, чтобы не думать о проблемах? Да нет, просто профессия психолога, психоаналитика подразумевает постоянную учебу. Постоянное развитие, движение вперед, без которого профессионал может эмоционально и соматически сгореть.

 

Моя подруга, вырастив дочку и сына и проработав много лет инженером, после 40-ка захотела сменить профессию и найти более оплачиваемую работу. Сначала она окончила МАОВ по курсу «вэб-программирование», хотела стать вэб-мастером, создавать сайты. Но пока училась, поняла, что ей интереснее базы данных. И после окончания МАОВ, она  пошла получать образование уже прицельно по базам данных. Сейчас она работает в крупном Петербургском банке.

 

Таких историй у меня в кругу общения много. И мне всегда странно слышать от людей что-то вроде «Ну мне же уже 35, уже поздно менять профессию» или «У него уже 2 диплома, куда ему третий? Он что, ненормальный?». К чему эти стереотипы? Если человек хочет и может развиваться, учиться новому, сочетая это с работой и семьей, то почему бы нет? И если это могут многие люди, значит ничего такого странного и страшного в этом нет. И нет ничего невыполнимого в том, чтобы найти именно ту профессию и ту работу, которая будет вам по душе. Даже если вы уже на пенсии, никогда не поздно учиться новому и интересному. И если кто-то относится с непониманием и с осуждением к вашей «компульсивной тяге к знаниям», что ж, это не должно обижать или сбивать вас с выбранного пути. Каждый делает свой выбор сам.
 
Анна Островская, 2008
Фото: из гуляющих по Контакту
 
Категория: Заметки на полях | Добавил: psy-ezhik (29.08.2008)
Просмотров: 1100 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
     
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Анна М. Островская © 2024