Несколько дней назад мне пришло такое письмо от читателя моих стихов:
"Аня, Вам не надо учиться. Вы можете лечить людей своими стихами сейчас, а знания в области психологии всё только испортят. Лишние знания- многие печали."
Это письмо меня удивило. Как-то встряхнуло, заставило задуматься. Что имел в виду автор, почему решил написать мне такое послание? Верно ли то, о чём говорится в этом письме?.. Несколько дней я то и дело возвращалась к мыслям об этом. В итоге составила своё мнение, и оно противоположно выше сказанному.
Стихосложение - удивительный дар. Стихи - даже не образ жизни, а что-то большее. Очень верно сказала об этом Вера Павлова: "Поэзия - не образ жизни, не стиль, не метод. Стихотворение - система координат, но не оно в нее вписано, а она - в него". Живя в этой системе координат, хорошо понимаешь, что в каждой строке любой читатель найдет что-то своё. Между строк каждый уловит нечто важное и обращенное лично к нему. И это междустрочие будет своим, индивидуальным, аутентичным у каждого читателя. Хотя, казалось бы, стихотворение состоит из строк, слов, наконец букв, которые должны быть одинаково прочитаны всеми, но прочитаны они могут быть и одинаково, а вот поняты - по-разному.
Да, действительно, стихи в какой-то мере могут врачевать души. Могут и калечить... Если стих написан с добром, от сердца, то междустрочием своим он стучится в глубину души, в бессознательное, в правое полушарие мозга - у кого как психика устроена. Словно бальзам ложится на раны, заживляя их. Или, наоборот, вскрывает гнойники и болезненным уколом заставляет душу зашевелиться, скорчиться от боли, чтобы вспомнить - душа еще жива, еще умеет чувствовать...
Но почему же этому должно мешать психологическое образование? Есть удивительные примеры, когда стихи в устах психотерапевтов и психологов превращаются в инструмент помощи множеству людей. Вспомните хотя бы яркие, искренние и точные стихи Владимира Львовича Леви, психотерапевта и врача, автора удивительно душевных, простых и добрых книг по психологии. Не совру, если скажу, что многие мои вопросы мне помогли решить эти стихи. В трудной для меня ситуации книга Леви "Одинокий друг одиноких" помогла мне, вдохнула свежую струю жизни. Именно стихи - самый тонкий и самый точный инструмент Леви:
Душа, не умирай. Душа, питайся болью.
Не погибай, насытиться спеша.
Надежда - злейший враг. Гони ее с любовью.
Безумием спасай себя, Душа.
Во взлете весь твой смысл, во взлете - и паренье
над суетой - ты крылья сотворишь
из кожи содранной,
и яд стихотворенья
заменит кровь,
и ты заговоришь. (1)
В устах психотерапевта уместное стихотворение становится целительной притчей. "Притча - это одновременно и мудрость, и путь к мудрости" (А.Княжицкий). Каждый человек услышит в стихах что-то своё, найдет собственный путь к собственным ответам на свои же вопросы. "Замечено, что умело (!) использованные в психологическом консультировании притчи почти не встречают сопротивления и легко преодолевают психологические защиты, выстроенные сознанием клиента. Своевременно и правильно рассказанная притча может оказать большее воздействие на человека, чем длительное объяснение причин имеющихся у него проблем и возможных вариантов их решения" (2:17)
Когда человек слушает притчу или стихотворение, чтобы сложилось его личное, индивидуальное понимание этих строк, ему необходимо приложить творческие усилия. Человек извлекает тот смысл, к которому он в данный момент готов, и который для него сейчас актуален и полезен.
О.Евтихов и Т.Трепашко в своем сборнике притч "Грааль мудрости" выделили следующие функции историй:
1. Функция отражения.
2. Функция моделирования ситуации.
3. Функция хранения опыта.
4. Функция трансляции традиций. (2:18,19)
Стихотворение, как и притча, позволяет человеку сравнить его мысли и переживания с тем, о чем говорится в этих строках, и воспринять то, что в данный конкретный момент соответствует его внутреннему "Я". Стихотворение, как и притча, на модели помогает человеку увидеть варианты ответов на свои вопросы, разглядеть способы решения своих проблем. При этом каждый человек увидит свою собственную модель, и по-своему сопоставит её со своей жизненной ситуацией. Стихотворения, как и притчи, легко запоминаются, и будучи связанными с опытом, помогают сохранять его. В историях, притчах, стихах, былинах и т.д. "запечатлены социальные, культурные и семейные традиции и индивидуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, размышлений, ассоциаций" (2:19).
Так чем же плохи стихи в палитре инструментов психолога или психотерапевта? Помешают ли стихи психологу или психотерапевту? На мой взгляд, напротив, они могут и должны быть использованы для помощи в психотерапевтическом общении.
Можно возразить, что стихи - это всего лишь субъективное отражение их автором его же внутреннего мира. Чем, спрашивается, они могут помочь другому человеку? Но в том-то и чудо стихотворения, что прочитано и понято оно будет в соответствии с внутренним миром читателя, оно будет незаметно "приспособлено" им для себя. И лишнее из стихотворения читатель не возьмет - возьмёт лишь то, что ему уже близко. А если нет пересечения, если нет в этом стихотворении ничего родного, то оно останется не понятым, с негодованием отвергнутым, осмеянным или просто незамеченным. И даже это может стать предметом для анализа в терапии.
Помешает ли психологическое образование творчеству, вдохновению? Почему вдруг? Среди моих знакомых есть поэты с геологическим образованием, с техническим и с математическим, вовсе без образования и ЕЩЁ без образования - просто потому что дети. Никому пока работа не мешает творить. И кстати говоря, творческий человек - творческий во всём, в том числе и в своей работе, какой бы она ни была. Работа психолога - это тоже вид творчества. Её тоже можно назвать системой координат. И в эту систему стихи вписываются прекрасно.
Сужает ли психологическое образование ту систему координат, которая вписана в стихотворение? Нет, не сужает. Среди множества соседствующих в психологии парадигм о человеческой психике каждый человек найдет свою точку отсчета. Научится не принимать на веру ни одну из гипотез о строении психики. Научится удивляться каждому пациенту и для каждого создавать свою терапию. Научится для каждого находить те слова, которые нужны именно этому клиенту. И почему бы эти слова не облечь в стихотворную форму? С оговоркой, что это поможет лишь тому клиенту, который сам существует хотя бы немного в стихотворческой системе координат, который способен понять и принять помощь в таком виде.
Вспоминается известная в психологических кругах поговорка: "Важно не то, каков твой терапевт, важно то, как ты об него лечишься". Грубовато звучит, но отчасти это верно. Человек приходит к психологу уже созревшим для изменений, в той или иной степени - кто-то больше, кто-то меньше. Кто совсем не готов меняться - вряд ли попадет в кабинет психолога. А если уж пришел, если уж хочет пройти несколько шагов в своей жизни рядом с профессиональным попутчиком, если уж выбрал в попутчики именно этого психолога, значит так тому и быть. Выбор психолога никогда не бывает случайным, случайной может быть разве что первая встреча, да и то случайная она с множеством оговорок. К психологу-поэту скорее всего не придет клиент, который терпеть не может стихи и творчество. А если придет - значит, вполне вероятно, с ещё не осознанным желанием эту установку изменить. Поэт-психолог будет востребован наряду с другими специалистами, работающими в самых разных направлениях психотерапии. Потому что каждый клиент ищет того профессионала, который подходит именно ему. И если кто-то ищет именно поэта-психолога, то найти вполне можно, как я в свое время нашла книги Леви, оказавшие сильное влияние и на мою жизнь и на моё творчество.
Лишние знания - многие печали. Но кому из нас дано понять, какие знания для него лишние? Тем более, что каждый из нас рано или поздно приходит к небезызвестному: "Я знаю, что ничего не знаю" (Сократ).
Я не знаю, получится ли у меня стать хорошим психологом. Но я знаю, что мне нравится учиться и что мне это интересно. И что я очень хочу освоить именно эту профессию. А стихи... Они не спрашивают моего разрешения, когда приходить, а когда нет. Вдохновение мало подчиняется разуму. Когда суждено прийти стихам - они придут. Многие из них уже нашли своих читателей, критиков и ценителей. Многие еще найдут. У стихов своя жизнь, она почти не зависит от автора. Стихотворение, попадая в Сеть или в печать, начинает своё плавание по людским душам, а автор может только помахать рукой с берега и пожелать своему творению доброго пути. Отпустить в дальний путь, как своего выросшего и повзрослевшего ребенка. И если стихотворение находит свой причал в человеческих сердцах, значит так и должно было быть. Значит, всё не зря. Значит, ключ от какого-то страдающего сердца найден...
КЛЮЧ-ЕВЫ-е слова
Заключена большая сила
В источнике твоей души.
И запирать свой Дар ты не имеешь права.
Не отключай себя от мира,
Жить в заключеньи не спеши,
Замок на сердце - бытия отрава.
Ты на любовь не налагай запрет,
Не закрывай замки
На том, что в радость сердцу...
Для любопытного ума предела нет,
Нет страха для целительной руки,
И для ключа найдётся дверца...
В ключе словесном ты вопрос найдешь,
Ответ ищи в душе,
А в сердце - скважины замочной прорезь...
Отринь кувшин, отныне ты к источнику идешь...
Где бьет ключом
Тысячелетий мудрость...
Испей... Но в заключительной строфе
Ищи не точку - только запятую...
И текст тебе свои откроет тайны...
И от души страдающей, сквозь мрак,
Ты будешь различать свой тайный знак -
Свой ключ.
© Copyright: Анна Островская, 2008
Список использованных источников:
1. http://www.serann.ru/t/t322_1_0.html, http://www.levi.ru
2. Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1. - СПб.:Речь, 2005.
|